Я в почтении склоняюсь перед Верховным Господом Кришной, который проявил Себя в пяти ипостасях.
1. Он пришел в образе преданного. Бог, в смысле Кришна, – свайам бхагаван. Кришна – это Сам Изначальный источник всех аватар остальных. Свайам бхагаван – Кришна. И свайам бхавагаван, Кришна, пришел как преданный. Это Господь Чайтанья.
2. В образе Своей экспансии. Экспансия Кришны – Баларама. И Баларама тоже пришел как преданный, Нитьянанда. Т.е. Его экспансия в форме преданного пришла. Т.е. свайам бхагаван как преданный пришел. Экспансия Его, первая Его экспансия, пришла как преданный.
3. Аватара – Гарбходакашайи, Кширодакашайи, Маха-вишну. Это пуруша-аватары, которые здесь все устраивают, в этом материальном мире. Которые поддерживает как Сверхдуша этот мир. Так вот Адвайта Ачарья – это бхакта-аватара. Бхакта-аватара – это аватара, которая как преданный пришла.
Смотрите, Сам Кришна пришел как преданный. Его первая экспансия пришла как преданный. Его аватара пришла как преданный. Все просто. Есть Кришна, Баларама и Маха-Вишну. А это Боги, но они пришли как преданные. Вот и все, что здесь имеется в виду. И эти трое относятся к категории вишну-таттвы. Это категории Бога. Сам Бог, Его первая экспансия и аватара пришли как преданные.
4. Также с Ним пришли воплощения в облике преданных. А также пришел чистый преданный, Гададхар Пандит. Он олицетворяет собой шакти-таттву. Шакти-таттва – это спутники Господа, которые находятся в близких отношениях, мадхурья-раса. Эти личности называются шакти-таттва. И Гададхара Пандит представлял в Панча-таттве эту энергию.
5. И следующая категория – это дживы. Джива-таттва. Ее представляет чистый преданный Шривас Тхакур.
Получается, что Панча-таттва – это Господь в трех ипостасях и две Его энергии – шакти-таттва и джива-таттва. Господь Сам как преданный пришел. Его первая экспансия пришла как преданный. Его аватара пришла как преданный. Его чистый преданный, джива-таттва (Шривас Тхакур), пришел как чистый преданный. И Его шакти-таттва пришла как Гададхара Пандит.
Ч.-ч., Ади-лила, 6-7. Сложная тема, но мы не будем в это сильно погружаться. Я расскажу о ярких качествах каждой из этих личностей.
Зачем мы поклоняемся им? Шрила Прабхупада пишет: «Будучи проповедниками движения сознания Кришны, мы прежде всего выражаем свое почтение Шри Чайтанье Махапрабху, произнося Панча-таттва мантру. И только после этого произносим Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама Рама Рама, Харе Харе. Человек, который повторяет Харе Кришна маха-мантру, может нанести святому имени десять оскорблений, но при повторении Панча-таттва мантры:
шри-кришна-чаитанйа
прабху нитйананда
шри-адваита гададхара
шривасади-гаура-бхакта-врнда
эти оскорбления во внимание не принимаются. Шри Чаитанья Махапрабху не придает значения оскорблениям, которые совершают падшие души, поэтому Его называют махаваданйаватара, самым великодушным воплощением. Таким образом, чтобы повторение маха-мантры:
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама, Харе Харе
принесло нам наибольшее благо, необходимо вначале принять покровительство Шри Чайтаньи Махапрабху, для чего прежде, чем повторять Харе Кришна маха-мантру, следует произнести Панча-таттва мантру. В этом случае мантра Харе Кришна окажет на того, кто ее повторяет, самое сильное воздействие».
#Ватсала дас, «Осознанный бхаджан», 5 лекция. Юрлово (2012)