ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДУШИ РЕБЁНКА
Cказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. «В некотором царстве, в некотором государстве...» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали...
И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.
Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры...
А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.
Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.
Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.
Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных" вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные" законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки" и „несерьезность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному" восприятию мира».
До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.
Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся.Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями,за семью замками.
Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.
Размышление на тему сказок
Про сказки никто сильно не задумывается. А следует. Там дается архитепичная модель поведения - личная и социальная.
Я не буду очень сильно вдаваться в детали, просто пройдусь бегло по верхам. Не все сразу могу вспомнить. Все желающие смогут с удовольствием дополнить.
У каждого народа свои сказки. Но они все сходятся в свойствах определенных персонажей. Про свойства духов, которых описывают в сказках - Дивы, Дэвы, Джины... А ведь перечисленные персонажи - из индийских, турецких и азербайджанских, а также арабских сказок. Очень обширная география. Но - все сходится до мелочей. И это не калька одного и того же - культуры совершенно различные.
Дальше - сказка об Аленьком Цветочке. Одно из ключевых сообщений - модель поведения с мужчиной! Берешь Чудище Лесное - привязываешься к зверюшке, начинаешь понимать, что не все так плохо, как снаружи, ухаживаешь за ним, пытаешься видеть в нем только то, что скрыто, только самые лучшие его стороны, влюбляешься до самопожертвования и... получаешь своего личного Принца! Ну и все сокровища к ногам, в качестве компенсации за моральный ущерб.
А вот с этого места поподробнее... Я чуть не забыла про "сокровища к ногам". А ведь большинство - в сказке вообще ничего не видят. Или берут только часть модели, с момента... "сокровища к ногам". Так вся наша Рублевка живет... У всех Чудища с сокровищами, только вот разглядывать в них принцев никто не морочится... вот и не живется всем этим бабам с олигархами. Хотя не олигархи плохие, ну или не все... а в филармонии что-то поправить надо. Про влюбиться до самопожертвования... а в этом-то как раз и есть ключ к превращению Чудища в Принца.
Дальше обратная модель - пока всех жаб не перецелуешь... достойной женщины не найдешь. Правда, в жизни не все жабы Царевнами-Лягушками оказываются.
Василиса Прекрасная - это вообще модель универсальной идеальной жены. Когда надо - можно в коробчонку засунуть, ну или сама прячется... Т.е. молчать, когда надо, умеет и место свое знает. Работу умеет делать всю. Молча и быстро.
Если с ней придется в свет выйти - ну тут она и станцует, и рукавом махнет - будут вам и лебеди и озеро. Т.е. развлечь гостей в состоянии. И, прошу заметить, не в лягушачьей шкурке на приемы ходит - сама и напряла и наткала - и все - за ночь! И с транспортом у нее тоже все в порядке (видимо, женщина независимая и сама себя обеспечивает - на колесницу хватает, а не коробчонку. Ну, а про то, что красавица и всех присутствующих дам за пояс заткнет не глядя...
Эту сказку маленькие мальчики должны наизусть учить, а не смотреть Сэйлор-Муун с раскрашенными девками и гримасами на лице. Ведь цветные СуперВумен из современных мультфильмов разрушают мозг детям. Дети очень восприимчивы к цветам, до 7-9 лет. И яркие мультики агрессивного содержания формируют их будущие модели социального поведения.
Такой мальчик в жены будет искать девушку, похожую на Барби. Далее без комментариев.
А героини мультиков в нашем детстве - они пели, танцевали, не имели никаких ярких деталей, никогда не было никаких пышных форм и искаженных эмоциями лиц. Вспомните Дюймовочку, Аленушку из "Аленького Цветочка", Златовласку. Динный белый сарафан, кроткое выражение лица... Можете их представить с активной, гневной гримассой? И спасают всяких птенциков и зайчиков.
А вот у Снежной Королевы - дамы с явно доминантным поведением - с выражением лица были явные проблемы, а сейчас каждый женский персонаж с таким лицом. Причем - положительный персонаж. Представляете, что мальчит потом себе в жены будет искать?!
Что мы видим сейчас: нормальная красивая Принцесса превращается в Зеленую Великаншу (чтоб остаться со Шреком). И начинает... убивать. Змейку придушила, жабу сварила... В мультфильмах нашего детства женщины не убивали. Они ухаживали за цветочками, птенчиками-зайчиками... Исцеляли. Помогали. В современных - они орут, бегают и стреляют. Т.е. с намерением убить. Почувствуйте разницу в социальной модели поведения. Вот так сейчас кодируют детей.
Про взгляды
Глаза - зеркало души. Взглядом можно убить. А никогда никто не задумывался, какую часть действительности отражают эти фразеологизмы?
Поэтому целители избегают смотреть в глаза пациентам с подсадками. До тех пор, пока их от этого не избавят.
Если посмотреть в глаза Злу оно тоже посмотрит тебе в глаза. Результат не предсказуем. Но в любом случае - ничего хорошего.
От взглядов некоторых людей передергивает. Глаза - зеркало Души. Если она есть. А Что смотрит на тебя, если там нет Души? Свято место, как известно, пусто не бывает. Заполняется противоположностью.
А вот тут и идут чередой "сказочные" герои... Вий, которому лучше было в глаза не смотреть... Василиск, Медуза Горгона и пр. Причем это все персонажи сказок разных народов. А проблема поднята одна и таже. Значит - есть с чего...
И еще - на всех православных иконах, так же как и на католических полотнах религиозного содержания, никогда не изображают нечисть иначе, чем сзади или в профиль. И никогда - в анфас. Никогда. И так же изображается Иуда. И так же писали все портреты предателей - все известные персонажи нашей истории. Годунов и пр.
Сила взгляда - это та энергия, которую мы передаем друг другу. И еще много чего можно добавить, но сложно доказать, т.к. сложно проверить (про это есть у Воробъевского в Иудиаде).
Уверена, что взгляд может форматировать окружающее. Именно с этим связан эффект "дурного глаза". Так взгляд (наверное) передает негативную энергетическую матрицу.
И поэтому (видимо), когда люди закрывают глаза на секунду, контакт прерывается - и видение пропадает. Это я про случаи, когда что-то кажется.
Сказка — универсальный прием, воссоздающий на этапах детства нравственную структуру чувственно-эмоциональной сферы души. К сожалению, этот великий воспитательный прием народного эпоса и культуры мы (как, впрочем, и многое другое) отбросили как «патриархальность». А теперь на наших глазах распадаются базовые характеристики всего того, что выделяет нас из всего животного мира и делает людьми нравственно-разумными — человечности.
Возвращаемся к знаниям предков !
О влиянии сказки на душу ребенка можете ознакомиться в статье
(https://vk.com/@v_e_d_i-russkie-narodnye-skazki-i-vospitanie-dushi)
==========================================
Если интересно 👉🏻 подписаться